Кудо – это спорт для воспитания силы и духа!
Родителям не только мальчиков, но и девочек, мы рекомендуем обратить свой взор на КУДО – вид боевого искусства, в котором детей учат не только ведению поединка, но и воспитывают духовно.
Мир боевых искусств многогранен и разнообразен. Родителям выбрать подходящий вид единоборств для ребенка из огромного числа направлений и ответвлений непросто. Подробнее о КУДО мы поговорим с основателем этого движения в нашей стране, Президентом Федерации КУДО России Романом Анашкиным.
КУДО часто называют искусством реального боя, а слоган этого единоборства – «КУДО — реальнее только жизнь» И это не случайно. Поединок в КУДО действительно очень похож на реальную уличную схватку. На самом же деле все действия бойцов в поединке четко регламентированы правилами, а уважение к противнику, партнеру по команде, судье и тренеру – здесь превыше всего. КУДО также называют боевым искусством с человеческим лицом. Действительно, глядя на спортсменов в повседневной одежде, вам сходу будет трудно определить их принадлежность к миру боевых искусств. Здесь нет сломанных носов, как в боксе, вывернутых ушей, как в борьбе и других «знаков отличия», которые остаются с бойцом на всю жизнь. Уберечь лицо и сохранить «гроссмейстерский» облик помогает специальный шлем, который используют спортсмены. При всех этих неоспоримых преимуществах, в КУДО есть еще одна очень важная с точки зрения воспитания детей составляющая – здесь учат не только ведению поединка, но и воспитывают дух, помогают заложить и закрепить у молодежи моральные и нравственные принципы жизнедеятельности в обществе. В КУДО большое внимание уделяется философии, воспитанию духа. Так, философия КУДО – это возвышение духа и воспитания человека через сознательный подход к синтезу наиболее эффективных боевых техник ведения рукопашного боя. Федерация КУДО России зарегистрирована Министерством Юстиции РФ в 2004 году и является членом Российского союза боевых искусств. С 2007 года КУДО является группой дисциплин вида спорта «Восточное боевое единоборство». С 2017 года КУДО является самостоятельным видом спорта в области единоборств, наравне с дзюдо,самбо и боксом. Поэтому занятия по Кудо стали проходить в школах и гимназиях, как дополнительное образование в области физической культуры и спорта. Федерация КУДО России плодотворно сотрудничает с правоохранительными органами и спецслужбами. На протяжении длительного времени стажировки под руководством специалистов Федерации КУДО России проходили и проходят команды СОБРа, ГУБОП, ФСО и различных подразделений МВД.
Правила КУДО
По правилам соревнований в КУДО оценивается только реальная контактная техника. В поединках спортсмены используют защитную экипировку, особенностью которой является шлем «Нео-Хед-Гир» (Neo Head Gear) японского производства с пластиковым забралом, позволяющий применять и отрабатывать реальные приемы без риска для здоровья. Также спортсмены обязательно используют доги, бинты для фиксации кистей, капу и ракушку.
В соревнованиях разрешены удары и руками, и ногами практически во все части тела, кроме затылка и спины, броски, удушающие, болевые приемы и элементы ударной техники в партере. Запрещены удары, провоцирующие травмы суставов.
Вместо весовых категорий в КУДО используется понятие «коэффициент» — он определяется из суммы роста спортсмена в сантиметрах и веса в килограммах. Такой расчет более объективен и учитывает гораздо больше аспектов, влияющих на бой. Основной поединок длится 3 минуты. Бой может закончиться досрочной победой одного из бойцов (нокаут, болевой, удушающий прием). Если после окончания отведенного времени судьи не могут выявить сильнейшего — назначается дополнительное время — «Хакиваке» — 3 минуты.
Дополнительное время может назначаться только 2 раза, после чего судьи обязаны вынести решение в пользу одного из спортсменов.
Подробнее о том, в чем особенность и отличие КУДО от других единоборств, а также о том, как сделать, чтобы вашему ребенку было максимально комфортно заниматься, нам рассказал Президент Федерации КУДО России, заслуженный тренер России (черный пояс и 6 дан), Чемпион Европы по Косики Карате, полуфиналист чемпионата Мира – Роман Анашкин.
Роман, какой возраст вы считаете оптимальным для начала занятий КУДО?
Оптимально начинать занятия в 7-8 лет. Хотя, конечно, у нас есть и группы, в которых с 4-5 лет занимаются, но там это больше подается в игровой форме. Наш прославленный тренер сборной России Владимир Ильич Зорин и его сын Олег Зорин, а также Юрий Михайлович Грицай – вот они как раз занимаются с самыми маленькими. Но на мой взгляд, когда речь идет о единоборстве, все-таки дети должны быть постарше, чтобы у них в голову правильно легло понимание того, чем они занимаются, что можно и что нельзя, и как нужно применять полученные навыки, чтобы это был не просто инструмент для самовыражения, а инструмент для достижения правильных целей.
Поэтому при всей моей любви к КУДО и при том, что дети сейчас быстро развиваются и быстро начинают разбираться что к чему, я рекомендую вначале на год-два отдать ребенка в спортивную гимнастику. Как бы инструктор КУДО не был хорошо подготовлен методически, как бы не был заряжен на детскую тему, он в любом случае не сможет уделять достаточно внимания развитию мышечного корсета, растяжке и координации. На занятиях по КУДО это все присутствует, конечно, но не в таком объеме, а спортивная гимнастика – это тот вид спорта, который за столетия своего существования накопил огромный опыт подготовки и способен помочь ребенку заложить правильный базис. В гимнастику детей берут с трехлетнего возраста. Здесь занятия будут акцентированы на координацию и положение ребенка в пространстве, развитие мышечного корсета, пресса, укрепление спины, рук, растяжку, развитие походки, осанки, гибкости. Это и есть основа, которая затем позволит ребенку заниматься любым видом спорта – КУДО, танцами, футболом, плаванием, лыжами, прыжками в воду, да чем угодно.
Всех берете в КУДО?
Проводится отбор по здоровью. У ребенка должна быть справка из врачебно-физкультурного диспансера о том, что он полностью здоров. Кроме того, необходимо нотариально заверенное согласие родителей. Этим они подтверждают, что понимают, чем будет заниматься их ребенок и оценивают его здоровье как достаточно крепкое для занятий контактным видом единоборств.
Сколько занятий проводится в неделю у детей?
Два-три занятия.
Сколько длится одно занятие?
У детей, как и у взрослых — полтора часа.
Какова стоимость занятий в месяц?
В среднем в районе 3500-5000 рублей.
Как часто проводятся тренировочные сборы и с какого возраста?
На сборы берут тех, кто достигает какого-то уровня и уже чего-то добился. На сборы едут дети с 12 лет, у нас вообще все соревнования проводятся только с 12 лет.
Есть ли бесплатные секции по КУДО?
Да, есть, но не в Москве. И еще, например, если заниматься приходят двойняшки – родители платят как за одного.
Какие лучшие секции в Москве?
У нас они называются клубы. Для детей – «Додзё» Дениса Синютина. Для юношей и взрослых – «Легион КУДО», «Доберман» Константина Мосина, «Титан» Юрия Панова, «Эво» Владимира Зорина, «Профессионал» Сергея Аржакова.
Что необходимо иметь детям для начала занятий?
Нужно как минимум одно кимоно – Доги. Для участия в соревнованиях нужно обязательно два кимоно – белое и синее. Также для занятий и соревнований нужна защита на пах – бандаж, щитки на ноги, щитки на руки, капа, шлем, и желательно, чтобы была своя пара лап. Ориентировочно это все будет стоить около 20 000 рублей. У нас есть своя фирма, которая производит и продает всю атрибутику, называется KudoWear – там можно все сразу приобрести. Это удобнее, потому что наш шлем, например, в обычном спортивном магазине вы не купите.
Профессиональные спортсмены зарабатывают в КУДО?
Только призовые на соревнованиях, постоянных контрактов с клубами нет.
Есть ли смежные виды единоборств, в которые можно гармонично перейти из КУДО, либо наоборот?
Гармонично – нет. Но наши правила применяются, например, в рукопашном бое, там также используются наши шлемы, и техника ведения боя схожа, но нет такой духовности, как в КУДО, нет японской истории и заложенных там традиций. В этой связи гармоничный переход не возможен. То же касается и многих других единоборств, например, спортсменам из САМБО будет сложнее перейти, потому что у них нет восточной философии, нет такого культа уважения, как у нас.
Какие вы сами посоветуете единоборства для детей, максимально человечные и безопасные, которые будут развивать детей физически, но при этом наименее травмоопасные?
В этом вопросе я придерживаюсь практичного подхода и считаю, что не нужно зря терять время. Для начала определитесь – зачем это нужно вам, и подходит ли это ребенку. Да, безусловно, мальчикам полезно уметь постоять за себя, это пригодится и в дальнейшем по жизни. Если только для этого, то подойдет любой контактный вид единоборств, бокс, например. Однако если ребенок сам по себе тихоня, то вряд ли его стоит отдавать в этот спорт, потому что ему будет сложно реализоваться. Попробуйте найти для него другой спорт, который будет ему по душе и подойдет по характеру, там ему будет гораздо проще реализовать себя. Ведь бывают случаи, когда родители хотят сделать из тихони – «железного человека», но это очень тонкая тема, и тут нужно действовать осознанно. Если ребенок замкнут или малоактивен, то для начала лучше, чтобы он пару-тройку месяцев, а то и полгода, позанимался индивидуально, а потом, когда он достигнет какого-то определенного уровня, ему проще будет адаптироваться в группе, и он будет чувствовать себя более комфортно и уверенно.
Как объяснить ребенку, что то, чем он занимается в зале, не нужно без веских на то причин применять в школе, во дворе, чтобы он не ставить себя выше других из-за того, что он сильнее?
Сама среда, в которой проходят занятия, тренирует ребенка. КУДО – это в том числе и система воспитания в духовном плане, мы у японцев взяли самое лучшее – отношение к традициям, уважение к старшему, к партнеру. Это все воспитывается у ребенка, когда он просто ходит на тренировки. Вот ребенок зашел в зал – поклонился, к наставнику подошел – поклонился, когда закончили упражнения – он своему оппоненту или партнеру поклонился, и у него с этими поклонами рождается некое смирение. Когда ребенок только начинает заниматься, он приходит, возможно – возбужденный, возможно – избалованный, возможно – просто генетически гиперактивный.
Но когда он попадает в эту среду, где все одинаково себя ведут – и более старшие, и те, кто просто раньше пришли заниматься – они подают ему пример того, как нужно общаться с наставником, с партнером, что нужно его поблагодарить за то, что он дал тебе возможность отработать какой-то прием, реализоваться в спарринге, итак далее. Вот это все наслаивается, образуется некий алгоритм действий, поведения – ведь никто не может сказать как мы учимся говорить, все постепенно – мы слышим и начинаем потихоньку говорить – вот также и здесь с воспитанием. И второе, чтобы я отметил, когда дети подрастают и уже действительно могут нести угрозу сверстникам своими полученными навыками в КУДО, то им к этому времени это просто становится не нужно, не интересно.
Какой смысл кататься на трехколесном велосипеде, если ты умеешь на двух – также и здесь – ему будет интересно с равными, а не с тем, кто слабее. У них есть своя площадка для самовыражения – это соревнования. Их повседневная цель – поощрение не только от родителей, но и от наставника, уважение партнеров по секции.
А было ли такое, что к вам приходили родители и говорили, что после начала тренировок ребенок изменился?
Да, конечно, это сплошь и рядом – такое было неоднократно. Сейчас время информационных технологий, гаджетов, народ перестает общаться вживую. Даже с днем рождения стало проще по смс поздравить уже, поэтому и с родителями дети теперь меньше общаются. А после занятий КУДО видны результаты. Но не каждый родитель готов это признать, что он не смог наладить общение из-за отсутствия времени на ребенка, отсутствия возможности что-то объяснить, подобрать правильные слова, подобрать подходящий пример. А наставник на занятиях – смог.
В единоборствах есть понятие не тренер, а наставник – что в вашем понимании заключается в этом слове?
Наставник это не тот человек, который отработал с 6 до 9 или тренировочный процесс полтора-два часа, и на этом все закончилось. И это не тот человек, который заряжен на результат только технически – когда тебе нужно правильно поставить удар, растяжку, ногу. Наставник по ходу занятий еще и объясняет человеку, что такое жизнь. Объясняя поведение в спарринге, он показывает человеку, как нужно вести себя самому, объясняет возможные мысли его оппонента, который против него выступает. Кто-то где то ловчит, кто-то где-то делает обманные движения – мы все всё это делаем и в жизни. Где-то человек уперся и терпит, где-то пытается преодолеть, где-то воспринимает напор, его сдерживает и затем перехватывает инициативу – в жизни также. Это первое.
А второе – наставник, естественно, обучает традициям и поведению в поединках, учит уважению – к сопернику, к партнеру, к той системе, которая его обучила, к его наставнику. У наставника ученики спрашивают советов по жизни – как в школе себя вести со сверстниками, как с родителями правильно выстроить отношения, какие-то проблемы решают совместно. Наставник должен интересоваться как его подопечные живут и ведут себя за пределами зала. Пытается передать им свой опыт и помочь в чем может. Мы можем учиться на своих синяках и шишках, а можем на историях, которые нам рассказывает не просто наш однокашник или ровесник, а человек, который является априори авторитетом.
Справочная информация
Датой основания КУДО считается 1981 год, когда знаменитый японский мастер Адзума Такаши, имеющий сейчас чёрный пояс, 9 дан, достигнув больших успехов в каратэ Киокусин, решил основать новое направление боевых искусств, сочетающее в себе лучшие элементы других единоборств. Такаши, воспитанный в строгих японских традициях, 13 лет с момента создания своего стиля противился его распространению в мире. И лишь в 1994 Адзума Такаши решил, что настала пора для развития КУДО в других странах. Россия стала одной их первых стран, где КУДО получило теплый прием. Закономерно, что первое время японские бойцы, которые имели возможность тренироваться у лучших мастеров КУДО и накопили богатый арсенал технико-тактических знаний, считались недосягаемыми по уровню мастерства. Первый опыт соперничества с японцами россияне получили в 1994 году на чемпионате Японии Хокутоки, однако добиться высоких результатов россиянам не удалось. В следующем году на аналогичном соревновании было добыто 3-е место в одной из категорий, а уже через год – в 96-ом – россияне завоевали «золото» и «серебро». В 1997 году наши спортсмены выиграли две золотые медали и одну «бронзу», после этого обескураживающего для японцев успеха россиян, чемпионаты Японии стали закрытыми для иностранцев.
В 2001 году впервые в истории КУДО был организован чемпионат Мира в Токио, который и по сей день является главным мерилом мастерства национальных школ КУДО. Тогда россияне стали вторыми в общекомандном зачете. Но уже на следующем Чемпионате в 2005 году наши бойцы доказали высокий класс отечественной системы подготовки, продемонстрировав невероятную волю к победе и силу духа, выиграв первое общекомандное место. Третий чемпионат Мира в 2009 году стал настоящей феерией для сборной России – семь золотых медалей из семи возможных в семи различных категориях, в том числе женской. После этого наша команда повторила свой успех на первом Кубке Мира, который прошел в Москве в 2011 году – 7 золотых и 6 серебряных медалей. На чемпионате Мира в 2014 году сборная России уверенно отстояла звание сильнейшей команды планеты, завоевав 6 золотых медалей в 7 категориях, и лишь травма одного из наших спортсменов не позволила вновь взять все первые места.
Сегодня по праву можно сказать, что российские бойцы являются сильнейшими в мире!
Мировой рекорд
Основатель КУДО сенсей Адзума Такаши на протяжении всей жизни постоянно совершенствовал себя и свое мастерство, подавая отличный пример для подражания своим ученикам. Так, на турнире Хокутоки в 1991 году он разбил 10 ледяных блоков толщиной по 15 сантиметров каждый, установив мировой рекорд. В 1995 году он разбил уже 12 блоков. А в 2001 году Такаши разбил 13 ледяных блоков, установив новый мировой рекорд, который был занесён в Книгу рекордов Гиннеса.